«Искусство тапёра» кинопоказ-лекция в Нижегородском научно-информационном центре ул. Октябрьская 25 | 20 декабря в 18:00 | Вход свободный – Учебно-методический центр художественного образования

«Искусство тапёра» кинопоказ-лекция в Нижегородском научно-информационном центре ул. Октябрьская 25 | 20 декабря в 18:00 | Вход свободный

«Искусство тапёра» кинопоказ-лекция в Нижегородском научно-информационном центре ул. Октябрьская 25 | 20 декабря в 18:00 | Вход свободный

В начале прошлого столетия, в эпоху рассвета немого кино, молодое искусство тапера испытывало свой первый рассвет. И если первые, простодушные и непритязательные кинокартины не требовали от музыки многого, то как только кино начало развиваться, появились более сложные сюжеты и профессиональные киноактеры, выразительно и глубоко (хоть и совершенно беззвучно) игравшие непростые уже сцены и чувства. Словом, “картинка” достигла высочайшего качества, и “музыка”, сосредоточенная в лице тапера, должна была соответствовать! Глядя на экран (и практически не смотря на клавиши – кино тогда демонстрировалось в еще более темных залах, нежели теперь) звуками фортепиано таперу надлежало передать всё: и то, что артисты говорили, и то, что переживали их герои, и то, что происходило вокруг. Самые талантливые музыканты еще и вносили в этот мир звуков что-то свое, неповторимое, и тогда зрители могли ходить на одну и ту же картину помногу раз, слушая, куда сегодня заведет вдохновенного музыканта его импровизация.
С появлением звука и вспыхнувшей модой на звуковое кино таперское искусство постепенно становилось все менее и менее востребованным и к середине XX века практически умерло, если бы не “встречная волна” интереса к старым фильмам, которая, возрождая старые картины, стала возрождать и все, что с ними связано, в первую очередь – их неповторимую, вечно меняющуюся и не поддающуюся никакой фиксации “звуковую дорожку”. В наши дни таперское искусство переживает свое второе рождение, являясь полноправным участником кинофестивалей, предметом конкурсных состязаний и причиной горячей зрительской любви. Одним из ярчайших представителей этого искусства в России является нынешний наш гость Филипп Чельцов.
В рамках предстоящей встречи Филипп Чельцов расскажет и покажет на примере короткометражных фильмов Владислава Старевича – пионера мировой анимации – как рождается музыка к фильму, как музыкой создается атмосфера, настроение, стиль и даже оттенки эмоций, переживаний действующих лиц. Центром встречи станет знаменитая, овеянная праздничным настроением картина Старевича “Ночь перед Рождеством” (1913). 
Заниматься “аутентичным” музыкальным сопровождением немого кино пианист, органист и композитор Филипп Чельцов начал около 8 лет назад. За эти годы — сыграны сотни показов зарубежной и отечественной киноклассики. За плечами музыканта – сотрудничество с Госфильмофондом России, Государственной Третьяковской галереей, Московским музеем кино, Кинотеатром «Пионер» и др., участие в международных фестивалях в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.
В Московском доме кино уже третий сезон с неизменным аншлагом проходит просветительская программа киноведа Евгения Марголита “Шедевры немого кино с живой музыкой”, в рамках которой свое новое музыкальное рождение в исполнении Ф. Чельцова обретают забытые и совершенно ныне неизвестные кинокартины.
В 2017 году Филипп Чельцов был награждён дипломом Госфильмофонда РФ «За возрождение искусства тапёра в России».
С 2017 года ведет авторскую программу показов немого кино “Таперский клуб” в Ботаническом саду Московского государственного университета “Аптекарский огород”.


 

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять